Ufameteo.ru сейчас в Уфе +4°C

Учёные нашли в ВИЧ уязвимость, и теперь надеются на создания лекарства

Во время изучения процесса копирования РНК вируса иммунодефицита человека в заражённых клетках, американские биологи выяснили, что некоторые копии ВИЧ остаются внутри клеток, а другие упаковываются в новые частицы ВИЧ. Это открытие позволит создать новые способы борьбы с заболеванием, сообщает ТАСС.

Учёные отметили, что им десятилетия были известны две структурные формы вирусной РНК, но никто не знал, что поддерживает баланс между ними. Оказалось, что за это отвечает один нуклеотид.

Все девять генов, которые нужны для формирования новых вирусных частиц, «записаны» в одном и том же коротком сегменте ДНК. Клетка считывает этот фрагмент генома тремя разными способами, порождая три разных версии вирусной РНК. Одна версия становится основой для новых вирусных частиц, а две другие остаются в клетке и служат для производства вирусных компонентов, участвующих в цикле размножения ВИЧ. До этого момента учёные не понимали, что именно управляет формированием этих разновидностей вирусной РНК.

Во время опытов учёные пометили определенные части вирусного генома и проследили за тем, как клетка взаимодействует с ДНК вируса. Оказалось, что формы молекул РНК значительно различаются из-за того, что в концевой части новой копии генома ВИЧ может присоединяться одна или две «лишних» молекулы гуанозина – вещества, которое входит в нуклеиновые кислоты, в частности, в ДНК или РНК. Из-за этого вещества форма молекулы РНК менялась таким образом, чтобы с ней мог взаимодействовать клеточный белок eIF4E, откусывающий лишние части с её концов и превращающий её в шаблон для производства белков. Если бы у молекулы РНК не было лишних звеньев, то она успела бы соединиться с другой копией генома ВИЧ и стать частью новой вирусной частицы.

Учёные считают, что эту особенность можно использовать для создания препарата от ВИЧ, который будет заставлять РНК всегда соединяться с гуанозином, либо, наоборот, не соединяться с ним в принципе. Такой препарат остановит образование новых вирусных частиц. В ближайшее время учёные начнут проводить соответствующие опыты на различных культурах клеток.

Ранее издание UfaTime.ru сообщало о самых распространённых способах передачи ВИЧ в Башкирии.