Ufameteo.ru сейчас в Уфе +24°C

 

Катимся уже три года: пассажиры и водители о последствиях транспортной реформы в Уфе и республике

Фото: UfaTime.ru

Транспортной реформе в Башкирии – три года. Это один из первых масштабных проектов главы региона – Радия Хабирова. Как за это время изменилось качество перевозок и что нас ждет в будущем? Мы выстроили хронологию событий и выслушали мнения участников рынка.

Ноябрь 2018 года

Радий Хабиров заявил, что в столице Башкирии наблюдаются проблемы с пассажирскими перевозками и объявил о начале транспортной реформы. Ее задача – навести порядок на рынке пассажирских перевозок Уфы, направить все денежные потоки «через кассу», оптимизировать ряд маршрутов и избавиться от старого и опасного для пассажиров транспорта. Тогда еще и.о. главы надеялся оперативно разобраться с проблемами, убрав с рынка нелегалов и усилив работу государственного перевозчика «Башавтотранс».

Сотрудники полиции и Ространснадзора начали проводить рейды по поиску нелегальных перевозчиков. Из-за массовых проверок часть маршрутов работала с перебоями, в действующем транспорте не хватало мест для пассажиров. Жители города массово опаздывали на работу и учебу.

Вместе с тем государственный перевозчик «Башавтотранс» начал получать привилегии – уже 14 ноября власти анонсировали начало приема бесконтактных карт любого банка в автобусах БАТа.

По официальной информации, с 30 ноября того же года с улиц столицы региона исчезли перевозчики-нелегалы. По итогам рейдов 1 300 автобусов прекратили свою работу, 73 автобуса арестовали.

Лето 2019 года

С 1 июля в Уфе запустили единую транспортную карта «Алга»,  которой можно оплачивать проезд во всех видах городского транспорта. Действие «Алги» распространялось на автобусы «Башавтотранса» и некоторые маршрутки. Для считывания карты часть общественного транспорта оснастили специальными терминалами.

Осень 2019

С 1 сентября в уфимских автобусах «Башавтотранса» заработал часовой тариф, благодаря которому пассажиры получили возможность экономить на поездках, расплачиваясь «Алгой». При пересадке в течение часа в другой государственный автобус начали пробивать нулевые чеки, а на карту «Алга» зачислять стопроцентную скидку на вторую поездку.

Август 2021 года

Власти Уфы приняли решение сократить маршрутную сеть на 15%. С 29 августа исчезли маршруты № 201, 239, 25, 52с, 260, 269, 223. Их признали дублирующими.

Сентябрь 2021 года

17 сентября этого года во время презентации партии новых автобусов для общественных перевозок Радий Хабиров заявил, что в ближайшее время транспортная инфраструктура улучшится. Также он извинился за проблемы, связанные с транспортной реформой: «Я извиняюсь перед нашими жителями за те неудобства, которые были в эти годы. Мы ломали, по сути, преступную систему организации автобусного маршрутного движения».

Как пассажиры оценивают работу общественного транспорта?

Эмиль Саитгареев (живет в Сипайлово): В час пик до Сипайлово на общественном транспорте добраться нереально. Работаю в Зеленой роще, мимо проезжают переполненные микроавтобусы (232 и 6) или переполненные ПАЗики №235. Люди стоят на ступеньках автобусов, плотно прижимаются друг к другу. Без масок, естественно. Интересно, что в Черниковку и на проспект транспорт едет полупустой. А попасть в наш большой спальный район практически невозможно. Таксисты, конечно, этой ситуацией пользуются – дорога домой стоит около 500 рублей (в обычное время – 150). Итог: я не выхожу с работы раньше 19:00 – бесполезно.

Также отмечу, что работа автобусов в городе сворачивается очень рано. Если раньше можно было уехать из Сипайлово и в Сипайлово даже в 12 ночи, то сейчас транспорт после 10 вечера исчезает. Исчез микроавтобус до аэропорта, а попробуйте проехать через весь город на 110 неповоротливом нефазе! Банковские карты к оплате принимают не все водители. Многие разместили в своих салонах таблички с реквизитами банка и снова ушли в тень. За онлайн-перевод даже скидку в пять рублей некоторые делают, и люди охотно ею пользуются.

Наталья Габбасова (живет в Зеленой роще): Куда делся 55-ый маршрут? Теперь из Зеленой рощи попасть на Центральный рынок можно только через Монумент Дружбы. Это намного дольше. Развязку доделали, но пробки никуда не делись. Да еще и 51-ый маршрут стал ходить с интервалом в 20 минут, если повезет. Раньше и маршрутки, и пазики, и НЕФазы были, то есть время ожидания было не больше 5 минут. Как в минус 25 градусов на остановке по 20 минут стоять? Мой муж работает на улице Ленина, каждое утро по 40 минут на 51 маршруте с улицы Сагита Агиша добирается, а летом пешком ходит. Так он пешком ходит те же 40 минут!

Наталья Пичугина (также живет в Зеленой роще): Из центра и Сипайлово проще доехать в Черниковку, чем в «Зеленку». Вообще в сторону «Иремеля» теперь не так часто ходят автобусы вечером, и куда-то пропал 220-ый… только 224 вижу.

Алена Андрюкова (живет в Кузнецовском Затоне): Каждый день жду автобус минимум по 40 минут, чтобы добраться до центра. Это происходит и днем, и вечером. Обычно терпения не хватает, и я вызываю такси. Да, трачу деньги, но зато нервы в порядке. После девяти вечера с автобусами вообще катастрофа. Однажды решила поехать на Гостиный Двор, но ни один автобус даже мимо не проехал в 20:45. До «Меги» как-то раз я вообще добиралась два с половиной часа. Мало того, что прямого автобуса нет и пришлось сделать две пересадки, так еще и нужные маршруты я ждала по полчаса. Если же все-таки приезжает долгожданная маршрутка, то она обычно вся переполнена, люди едут, как селедки в бочке. Из центра до микрорайона доехать тоже проблемно. Единственный автобус, который едет в мою сторону с удобной мне остановки, я тоже жду почти по часу. Лет пять назад, когда я только приехала в Уфу, проблем с автобусами не было, они ходили через каждые три минуты, их было много. А сейчас какой-то ужас. Очень хочется, чтобы уже наладили транспортную систему в городе, потому что ехать каждый раз на такси, не дождавшись автобуса, получается накладно.

И хочется отметить еще стоимость проезда, которая каждый раз увеличивается, при этом количество маршрутов только уменьшается. Помню те прекрасные времена, когда платили 20-25 рублей и могли позволить себе ездить чаще. А сейчас – ждешь дольше, так еще и платишь больше.

Александра Константинова (живет в Деме): Я часто сталкиваюсь с проблемой общественного транспорта. Я живу в Деме, в дальней части района, а работаю в центре города, поэтому я ежедневно езжу на автобусе. От моей остановки в центр ездит только один автобус, от «Башавтотранса» – № 57. Ходит он не часто, раз в 20 минут примерно. По вечерам из города уехать проблематично, подолгу жду автобус, чаще всего по полчаса. В выходные дни автобус ходит еще реже. Совсем недавно мой родственник стоял на остановке целый час. После 21:00 уехать из Демы или из города в Дему очень сложно, автобусов вообще нет. Менее года назад я жила в другой части района и ездила на маршрутке 257к. До пандемии этот автобус ездил каждые 10 минут, но сейчас количество маршруток сильно сократили, и уехать на нем невозможно. Я по 40 минут ждала этот автобус на холоде. Отдельная история с оплатой проезда, ведь водители не хотят принимать карту «Алга» или даже просто банковскую карту, они требуют оплачивать проезд наличными или переводить деньги им на карту. Кроме того, сколько лет я уже езжу на автобусе, по утрам и по вечерам они всегда забиты, даже длинные автобусы «Башавтотранса». Я понимаю, что люди едут на работу или с работы, но считаю, что нужно увеличить их количество.

Максим Стрижак (живет на проспекте Октября): Я живу рядом с универмагом «Уфа», а работаю на Трамвайной. Мне на работу к 8, и уже в 6:45 я стою на остановке. Если к 7:15 автобус не приезжает (а прямой маршрут – это только 298 и 226), то мне приходится ехать с пересадками. При этом 298 маршрут за час проедет от «Семьи» максимум 2-3 раза, да и то настолько забитый, что не втиснуться. А 226 утром дождаться практически невозможно, порой кажется, что они с другого места начинают свой маршрут, хотя должны проезжать и Галле, и «Семью».

Айгуль Сабитова (живет в Черниковке): Больше всего не нравится газелька №224. По будням она ходит раз в 10-15 минут, по выходным ее нет вообще. А еще она всегда забита. И это единственная маршрутка, которая идет от моего дома до работы. Еще не нравится №232. Он тоже ходит не часто и всегда битком. А если не заполняется, водитель сидит и ждет, пока люди набегут. Также часто езжу на маршрутке №298. Она ходит довольно неплохо, но в ней всегда давка. Еще бываю в маршрутках, ездящих в сипайлово (№209, 288, 248). Первые две иногда ходят нормально, иногда вообще не дождешься, один раз мне пришлось отменить встречу, так как я просто не смогла дождаться транспорта. Также часто езжу из зеленки в центр города и обратно. С этим в последнее время стало чуть-чуть получше, но иногда приходится долго ждать, особенно по выходным и вечерам.

В целом скажу, что транспорт у нас в городе работает плохо, часто вижу в соцсетях разные жалобы, судя по моему опыту, они обоснованы. Если уберут ПАЗики, как хотят власти, вряд ли станет лучше – как показывает практика, далеко не сразу находится замена. Пока выделят автобусы, пока график наладят, люди с ума сойдут. К тому же, если ПАЗики заменить на большие автобусы, время в пути удлинится.

На днях на «Башмебели» не было транспорта где-то полчаса, наверное. За это время приехал №298, забитый так, что люди почти наружу торчали. Потом минут через 10-15 приехал автобус №226.

Что говорят сами водители?

Водитель городского маршрута, попросивший не называть своего имени: Лично мне транспортная реформа в какой-то мере пошла на пользу. Во-первых, уменьшилось число маршруток, значит, меньше конкуренции и меньше гонок. А люди жаловались всегда. Единственная проблема – это обслуживание единых транспортных карт. Нам не оставили никакого выбора. Было понятно, что когда-нибудь к этому все и придет, но можно было сделать все более цивилизованно. Все скандалы происходят из-за того, что многие водители попросту не видят эти деньги, снимается большой процент. Люди увольняются не из-за самой транспортной реформы, а из-за того, что не видят смысла в такой работе, ведь в некоторых организациях эти деньги просто не выплачивают. Можно было бы заставить всех приобрести терминалы, привязать к личному счету каждого, завести личный кабинет в налоговой инспекции, ежемесячно уплачивать налог. В личном кабинете это было бы все «прозрачно».

Водитель уфимского маршрута №235, тоже попросивший не называть своего имени: Мы ничего не имеем против нововведений. И готовы платить налоги. Но условия, на которых мы работаем на этом маршруте, не позволяют нам это сделать. По условиям нашего договора мы ежемесячно платим владельцу маршрута (ИП Батыров) определенную сумму за право перевозок. Но терминалы, которые установлены в наших автобусах, зарегистрированы на владельца маршрута. То есть он получает и нашу абонентскую плату, и все безналичные платежи пассажиров. Платежи эти до нас не доходят. Речь идет уже сотнях тысяч рублей долга на каждый автобус. На наши вопросы, когда мы получим эти деньги за минусом налогов, ответа пока нет. Если бы терминалы принадлежали нам, проблем бы не было никаких. Сейчас нам приходится выкручиваться – просить оплачивать проезд наличными. Иначе мы просто не заработаем ни копейки. Почему не уходим с маршрута? Половина уже ушло. Если раньше на маршруте было около 70 автобусов, то сейчас осталось чуть больше 30. Конечно, это сказалось на качестве обслуживания – автобусы переполнены, люди недовольны. Все, кто остался, до сих пор надеются, что с ними все-таки рассчитаются».

Представитель ИП Батыров на запрос UfaTime.ru не ответил. Ситуацию прокомментировала руководитель Ассоциации перевозчиков РБ Наталья Тептерева: «Я таких перевозчиков не знаю, вижу в СМИ, когда непосредственно пассажиры жалуются на то, что у них не приняли карту, но предполагаю, что это связано с тем, что деньги с «Алги» или бесконтактных карт, которые должны доходить до перевозчиков в течение суток, доходят не в полном объеме, этот объем затем не увеличивается, то есть большие суммы «зависают» в системе «БРСК» (Башкирский регистр социальных карт – прим. ред.), созданной в республике, которая обслуживает карту ”Алга”».

Нехватку автобусов на некоторых маршрутах специалист объяснила пожеланием органов власти убрать с дорог старые автобусы марки ПАЗ. «Это не какая-то разработанная схема по обновлению автопарка, а именно неприязнь к определенной марке транспортных средств, которые обслуживают маршруты. Но обновление должно происходить постепенно», – отметила она.

Что касается транспортной реформы в целом, то Тептерева отметила, что цели и задачи ее должны быть направлены на улучшение качества предоставляемых услуг, но в данном случае все перевернуто: «Начали с повышения рейтинга “Башавтотранса”, при этом страдают пассажиры из-за отсутствия транспортных средств БАТ и выдавливанием частников с рынка пассажирских перевозок. Я считаю, что реформы как таковой нет».

По иному высказался водитель междугороднего маршрута, также пожелавший остаться анонимным: Транспортная реформа, конечно, имеет свои плюсы и минусы. На нашем небольшом городе она сказалась только положительно. Во-первых, теперь люди получили возможность добираться до Уфы на автобусах БАТа вовремя, ведь раньше было так: ты приходишь, автобус набирается, только потом ты уезжаешь. И ведь непонятно, сколько это будет длиться. Может, и часа полтора так просидишь. Сейчас же у нас только новая техника, весь автохлам убирают. На каждого пассажира есть страховка, которая входит в стоимость билета. Ведь никаких гарантий, что ты доедешь живым и невредимым с нелегалами, не было. Если минусы и есть, то только для самих водителей. Быть может, зарплата не такая высокая, как хотелось бы, зато полный соцпакет присутствует – и больничный оплачивается, и отпуск.

Судя по мнению участников рынка, до успешного завершения транспортной реформы еще далеко. Владельцы маршрутов и водители пока не договорились, причем недовольство последних нарастает. В итоге за все расплачиваются пассажиры, и все чаще – наличными.

Другие новости рубрики